Для педагогов

Как вести себя с проблемным ребенком?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ "КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ПРОБЛЕМНЫМ ("ТРУДНЫМ") РЕБЕНКОМ?"

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой “трудных” учащихся. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. 

Психологи такое поведение называют девиантным (отклоняющимся). Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:
- делинквентное поведение (оно направлено на нарушение социально-нравственных норм, но не является уголовно наказуемым в отличие от криминального поведения, это своего рода балансирование ребенка на грани закона); 
- аддиктивное поведение (характеризуется стремлением к уходу от реальности, например, токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);
- скрытые формы неблагополучия ребенка (это пассивное поведение, повышенная тревожность; к сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе).

Самая сложная задача учителя – найти ключ к пониманию проблемного (“трудного”) ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

I. Как вести себя с агрессивным ребенком?
1. Запрет, а тем более “ор” лишь усугубят проблему.
2. Санкция должна соответствовать поступку.
3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка (его родители, родственники, друзья, знакомые).
9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
11. Дайте понять ребенку, что он любим.

II. Как вести себя с конфликтным ребенком?
1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

III. Как вести себя с тревожным ребенком?
1. Выясните причину тревожности.
2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
5. Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
6. Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту (психологу, психоневрологу), но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме. 
7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас.

IV. Как вести себя с застенчивым ребенком?
1. Не давите на ребенка своим собственным авторитетом.
2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспи-тания.
3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
6. Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.
7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими к нему.
10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.

V. Как вести себя с упрямым ребенком?
1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.
3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка. Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.
4. Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
5. Если нет реальных поводов для упрямства, а “дух противоречия” беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, поэтому необходимо обратиться к врачу.

VI. Как вести себя с аутичным ребенком?
1. Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
2. Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
5. Заинтересуйте его ролевыми играми.
6. Учите замене монологов диалогами.
7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребенок испытывает страх.
8. Не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают.
9. В момент агрессии переключайте внимание ребенка в позитивное русло.
10. Дозируйте все новое в разумных пределах.
11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребенком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

VII. Как вести себя с нервным ребенком?
1. Найдите причины нервозности ребенка и пытайтесь сглаживать их.
2. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными “нельзя” и “можно”.
4. Создавайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.
6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале учебного дня.
7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

VIII. Как вести себя с гиперактивным ребенком?
Гиперактивность диагностируется, если ребенок очень часто суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
1. Выясните причину гиперактивности (гипердинамичности). Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
5. Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.
7. Учите сдерживать бурные эмоции, и не выплескивайте на ребенка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
 
IX. Как вести себя, если ребенок “устраивает сцены”?
1. Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.
2. Не утешайте ребенка запретными вещами.
3. Умейте переключать внимание ребенка.
4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
6. Гасите воинственность ребенка своим спокойствием, превратите “сцену” в игру. Успокойте сюрпризом.
7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.
8. Чаще говорите “можно”.

X. Как вести себя с невнимательным ребенком?
Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок часто переспрашивает, легко отвлекается внешними раздражителями, путает детали, не заканчивает то, что начинает, слушает, но кажется, что не слышит.
1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Избегайте повторений слов “нет” и “нельзя”.
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

XI. Как вести себя с инертным ребенком?
Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность.
1. Нельзя предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
2. Нельзя требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
3. Нельзя спрашивать в начале урока, в начале учебного дня.
4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
5. Для успешной деятельности инертного ребенка ему необходимо создавать спокойную обстановку.

Необходимо также помнить:
- если ребенка часто критикуют, то он учится ненавидеть;
- если ребенку часто демонстрируют враждебность, то он учится агрессивности;
- если ребенка часто высмеивают, то он становится замкнутым;
- если ребенка часто позорят, то он учится жить с чувством вины;
- если к ребенку часто бывают снисходительны, то он учится быть терпеливым;
- если ребенка часто подбадривают, то он учится быть уверенным в себе;
- если ребенка часто хвалят, то он учится быть благодарным;
- если с ребенком честны, то он учится быть справедливым;
- если ребенок живет с чувством безопасности, то он учится верить в людей;
- если ребенка часто одобряют, то он учится хорошо к себе относиться.





План работы на 2016-2017 у.г.
по ссылке 


Мультфильм "Буревестник"

Как тревожные и чувствительные дети воспринимают педагогов 
є


Комментариев нет:

Отправить комментарий